Линии по упаковке в ПЭТ-бутылку являются перспективными для производителей сразу по нескольким параметрам.
Первое – это стоимость. Запуск производства в ПЭТ-бутылку является гораздо более экономичным, чем картон и гораздо боле современным, чем традиционный пакет.
Второе – это соотношение окупаемость – цена. При запуске розлива в ПЭТ-бутылки исчезают потери, связанные например с запуском линии и переналадкой. Например, использование пакета может предполагать потери первой партии розлива до десятков литров. Использование же упаковки Tetra-Pak – это закупка достаточно дорогих линий и расходных материалов.
Третье- зависимость от производителя оборудования и расходных материалов. Тут ПЭТ-бутылка хорошо конкурирует с пакетом и при этом увеличиваются сроки хранения продукта, удобство и привлекательность для потребителя.
Основным типом тары для питьевой воды и безалкогольных напитков являются ПЭТ-бутылки объема от 0,33 до 2,5 л. В последние годы молочные продукты со сроками хранения от 5 до 14 дней также фасуют преимущественно в ПЭТ — и, изредка в ПНД- бутылки. Рост спроса на ПНД-тару в молочном сегменте обусловлен во-первых, ее меньшей прозрачностью и снижением влияния света на продукт, а во-вторых — более интересной формой, в том числе квадратной (что позволяет выгодно использовать место на полках в гипермаркетах), а также, для удобства покупателей и ассоциирования с классическим «кувшином с молоком», так часто используемом в рекламных роликах молочных компаний, включающей ручку,
Полиэтиленовые и комбинированные (полиэтилен+картон) трехшовные пакеты, в т. ч. прямоугольные пакеты и пирамидки, используются исключительно в молочной отрасли и постепенно вытесняются более удобными для потребителей и производителей видами упаковки. В сфере потребления их прямым недостатком является отсутствие возможности многократного открытия и закрытия, что влияет на сроки и удобство хранения распакованного продукта и не соответствует активному образу жизни потребителей. В плане оснащения производства оборудованием подобного плана, фасование в трехшовную тару характеризуется экономией на упаковочных материалах с параллельным увеличением их расхода и потерей продукта в процессе фасования (вызванными нестабильностью спаиваемых швов). В связи с этим спрос на соответствующее оборудование и продукцию, упакованную таким образом невелики и уступают позиции фасованию в ПЭТ- и ПНД — бутылки, которые обладают значительным рядом преимуществ, а именно:
— удобство и легкость. Масса стеклянной бутылки 200-300 гр., а равной по емкости ПЭТ-бутылки — может опускаться до 17 гр. Это не только снижает стоимость транспортировки и облегчает выкладку продукции на полки. ПЭТ-бутылку удобно держать в руке, она не утяжеляет продукт и сумку с продуктами и востребована аудиторией, ведущей активный образ жизни.
— прочность и стойкость к внешнему воздействию. Наполненные жидкостью ПЭТ-бутылки выдерживают статическую вертикальную нагрузку до 140 кг. и не разбиваются даже при падении с высоты полутора метра. К тому же они безопасны для использования детьми, с ними никогда не возникает опасности образования осколков. Повышение жесткости и предотвращение деформации облегченных пэт-бутылок с негазированными жидкостями, возможно с помощью применения технологии азотирования — добавления перед укупориванием внутрь тары капли жидкого азота, после которого закрытая пэт-бутылка по прочности ощущается почти как стеклянная, только теплее.
— высокая герметичность и возможность многократного открывания-закрывания, а также возможность вторичной эксплуатации в домохозяйстве. Например, одним из интересных примеров вторичного использования пэт-тары является хранение сыпучих продуктов, например, сахара, в походах.
— высокая термопластичность и разнообразие форм, что немаловажно для продвижения упакованной жидкой продукции на рынке
— высокий уровень гигиены тары, которая может быть произведена методом выдува из преформ на предприятии непосредственно перед фасованием
— низкая стоимость тары, оборудования для фасования в нее и транспортировки фасованной продукции, что делает продукт более доступным для потребителя и стимулирует продажи. Групповая шестиместная упаковка ПЭТ-бутылок является оптимальной по затратам и достаточно вместительной, что удешевляет транспортировку ПЭТ-тары по сравнению со стеклянной примерно в десять раз.
— возможность переработки. Данное направление в нашей стране еще недостаточно развито и требует особого изучения, но в странах ЕС и Японии к этому относятся очень серьезно и активно используют технологии переработки пластиковых отходов.
— прозрачность и возможность показать продукт потребителю «лицом». Данное свойство пэт-тары, приравнивающее ее по этому показателю к стеклянной, активно используют производители напитков для привлечения внимания потребителей цветом.
Пэт-тара имеет ряд особенностей с которыми приходится сталкиваться при выборе этого формата упаковки и на которые следует обратить внимание.
В зависимости от состава упаковки при неправильном хранении в жидкость могут попасть этиленгликоль, диметилфталат, формальдегид, всевозможные спирты (отнюдь не пищевого назначения), остатки катализаторов, куда входят ацетаты марганца, цинка, кобальта, сурьмы и пр. Стоит учесть, что при несоблюдении условий и сроков хранения напитков в пластике миграция вредных веществ в жидкость усиливается. При увеличении температуры выше 28°С скорость проникновения в продукт соединений, содержащихся в пластиковой таре, увеличивается в 10 раз.
Специалисты ООО НПО «Компании «АВИС» рекомендует внимательно относиться к вопросам качества используемого пластика и контроля технологических процессов, что позволит избежать негативных воздействий. Произведенную непосредственно перед фасованием пэт-тару необходимо подвергнуть гигиенической обработке — ополаскиванию озонированной водой — чтобы удалить остатки паров, образующихся в процессе выдува, а также смыть пыль и другие возможные загрязнения, которые могли попасть в преформы в процессе их производства, хранения. транспортировки.